Центр занятости населения г. Нягань, телефон 8 (34672) 6-41-38, 1 мкрн. д. 29 е/1
Телефон 8 (34672) 6-41-38
nyaganczn2008@rambler.ru
Центр занятости населения г. Нягань
1 микрорайон, д. 29 Е/1
Какая причина побудила Вас обратиться в Центр занятости населения?
поиск подходящей работы;
желание принять участие в оплачиваемых общественных работах;
профессиональная подготовка, переподготовка и (или) повышение квалификации;
получение финансовой помощи для организации собственного дела;
переезд в другую местность для трудоустройства;
временное трудоустройство (заполняется гражданами от 14 до 18 лет).

Все вакансии на территории города Нягани, на сегодняшний день "Вакансии"

Дополнительную информацию можно получить по телефону 6-41-38, 6-41-67


В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 №82-ФЗ (в редакции от 07.03.2018 №41-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда», с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда в России составит 11 163 рубля в месяц.

В Югре с 1 мая 2018 года минимальная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, при условии установления работнику районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки к заработной плате 50% не должна быть ниже 24 558,6 рублей в месяц.


3 октября 2018 года принят Федеральный закон №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее – Закон №350-ФЗ), которым, в том числе, были внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Памятка для ознакомления с порядком вступления в силу изменений и применения новой редакции Закона о занятости.

 


В нашей стране существует ряд регионов, которые на сегодняшний день испытывают острую потребность в высококвалифицированных рабочих и специалистах для осуществления проектов, поддерживаемых и финансируемых государством.

Для привлечения в такие регионы специалистов в 2015 году разработана «Повышение мобильности трудовых ресурсов»

Если Вы ищете работу и готовы к переезду, в рамках Программы Вам гарантируется стабильная и хорошо оплачиваемая работа, предоставление жилья для Вас и Вашей семьи, оплачиваемый детский сад для младших детей, хорошая школа для старших.

Размер поддержки на каждого специалиста, принятого на постоянную работу составляет 225 000 рублей.

При этом привлечение граждан осуществляется только из субъектов РФ, не включенных в приоритетный перечень. Трудовой договор с работником заключается на 3 года, но в случае расторжения трудового договора по инициативе работника до истечения трех лет работник обязан возместить работодателю средства в размере фактически предоставленных работнику мер поддержки.

 Регионы для привлечения трудовых ресурсов.

Дальний восток

Северо-Западный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

 Вакансий организаций, являющихся участниками программы повышения мобильности трудовых ресурсов можно посмотреть на портале Роструда «Работа в России» (trudvsem.ru), для этого, необходимо в разделе «Найти работу» выбрать критерий – «Вакансии с поддержкой при переезде"

 

!!!!ВНИМАНИЕ!!!!

Приглашаем на работу в Архангельскую область "Вакансии"


Я нахожусь в разводе и одна воспитываю ребенка. Отношусь ли я к категории «одинокий родитель»?

Ответ: "...Под одинокими родителями для целей настоящей главы понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке..."

(Извлечение из документа "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ)

Формулировка «одинокий родитель» обозначает, что ни в каких документах, ни фигурирует имя и фамилия второго родителя, т.е. в свидетельстве о рождении ребенка в графе «отец» может стоять прочерк или имя отца может быть вписано произвольное, по заявлению матери. По российскому законодательству одинокая мать (мать-одиночка) записывает рожденного или усыновленного ею ребенка на свою фамилию, а имя и отчество ребенка указывает уже по своему желанию. Отец ребенка, в данном случае, не имеет никаких прав и обязанностей, в т.ч. не платит алиментов, а мать ребенка получает государственную социальную поддержку и защиту. То есть в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце или запись об отце ребенка произведена в установленном порядке по указанию матери. Органы ЗАГСа в этом случае выдают справку, которая служит основанием для внесения записи об отце ребенка, которая и является документом, необходимым для предоставления льгот, связанных с одиноким материнством. В случае если отец исчез в неизвестном направлении, но в свидетельстве о рождении ребенка он числится (на основании его заявления о признании отцовства либо свидетельства о браке), то женщина уже не одинокая мать! То есть ни разведенные женщины, ни вдовы одиноки матерями не являются. Следовательно, если Вы состояли в браке и в свидетельстве о рождении ребенка в графе «отец» вписан Ваш муж, Вы не относитесь к категории «одинокий родитель».

Я пока работаю, но хотел бы открыть собственное дело. Слышал, что служба занятости оказывает помощь в организации предпринимательской деятельности. Куда обратиться за помощью?

Ответ: «Самозанятость – занятость трудом, управление в собственном хозяйстве, в том числе в собственной фирме».

(Райзенберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь»)

Первичную консультацию по открытию собственного дела Вы можете получить у специалистов службы занятости. Для получения профессионально-квалифицированных консультаций по организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости центр занятости направляет безработных граждан (граждане, зарегистрированные в службе занятости и признанные в установленном законом порядке безработными) в специализированные организации (предприятия, учреждения), оказывающие организационно-консультационные услуги по данному направлению.

В рамках мероприятия «Организация содействия самозанятости безработных граждан» служба занятости возместит безработным гражданам расходы, связанные с:
– подготовкой документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
– подготовкой бизнес-плана;
– проведением экспертизы;
– оплатой государственной пошлины;
– оплатой нотариальных действий и услуг правового характера;
– изготовлением печатей и штампов;
– приобретением бланочной продукции.

Меня увольняют по сокращению численности штата, мне 49 лет, стаж выработан. Как я могу оформить досрочную пенсию?

Ответ: досрочная пенсия оформляется органами пенсионного фонда по предложению службы занятости. Основными условиями оформления гражданам пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно являются:
- Признание гражданин в установленном порядке безработными;
- Отсутствие у службы занятости возможности для трудоустройства граждан;
- Наличие у безработных граждан стажа работы, дающего право выхода на полную пенсия по старости (по возрасту) продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, включая пенсию на льготных условиях;
- Достижение безработными гражданами определенного возраста – не ранее, чем за 2 года до установленного законодательством РФ срока выхода на пенсию;
- Увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата;
- Согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно.

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий, оформление пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно не производится.

Моей жене необходимо оформить пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, для этого в органы социальной защиты необходимо предоставить справку о невыплате пособия по безработице. Я обратился в центр занятости за получением такой справки на имя жены, в выдаче справки мне отказали – сказали, что жена должна сама обратиться. Почему?

Ответ: при выдаче справок гражданам служба занятости руководствуется Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональных данных». В соответствии со ст. 20 центр занятости предоставляет справки, содержащие персональные данные гражданина, при личном обращении гражданина. Передача сведений, содержащих персональные данные гражданина, другим лицам может осуществляться на основании письменного согласия гражданина и должно включать в себя:
1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
2) наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
3) цель обработки персональных данных;
4) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
5) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
6) срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.


Государство установило гарантии безработным гражданам:

  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в общественных работах.
  • время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.

Пособие по безработице

Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона о занятости населения.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона о занятости).
Пособие по безработице выплачивается либо в процентном отношении к среднему заработку безработного, который он имел по последнему месту работы, либо в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице (пункты 1, 2 статьи 30 Закона о занятости), - в зависимости от причин, по которым гражданин оказался безработным.
С 1 января 2011 года Правительством РФ установлены минимальная и максимальная величина пособия по безработице - 850 рублей и 4 900 рублей соответственно (Постановление Правительства РФ от 12.10.2010 № 812).
Пособие по безработице не может выплачиваться бесконечно - законодательством предусмотрены ограничения на период выплаты пособия - эти ограничения также зависят от причин, по которым гражданин оказался безработным (пункт 4 статьи 31 Закона о занятости).
Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено Законом о занятости (пункт 5 статьи 31 Закона о занятости).

Пособие по безработице - в процентном отношении к среднему заработку

Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, за исключением граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия.
В этом случае пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы, если граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу (пункт 1 статьи 30 Закона о занятости)

  • не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели)
  • или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Для определения среднего заработка применяется Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 12.08.2003 № 62.

Период выплаты пособия

Каждый период выплаты пособия по безработице в этих случаях не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев (пункт 4 статьи 31 Закона о занятости).
Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Размер пособия

В этих случаях пособие по безработице начисляется (пункт 1 статьи 33 Закона о занятости):
а) в первом (12-месячном) периоде выплаты:

  • в первые 3 месяца - в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие 4 месяца - в размере 60%;
  • в дальнейшем - в размере 45%,

но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;
б) во втором (12-месячном) периоде выплаты:
  • в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Пособие по безработице - в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам:

  • впервые ищущим работу (ранее не работавшим);
  • стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва;
  • уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством России;
  • уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице (пункт 2 статьи 30 Закона о занятости).

Период выплаты пособия

В этих случаях период выплаты пособия по безработице сокращен - он не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев, а общий период выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Размер пособия

В этих случаях пособие начисляется (пункт 1 статьи 34 Закона о занятости):

  • в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;
  • во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Увеличенное пособие

  • гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента (абзац 2 пункта 2 статьи 30 Закона о занятости);
  • гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие (пункт 4 статьи 30 Закона о занятости).

Условия и сроки выплаты пособия по безработице

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (пункт 2 статьи 31 Закона о занятости).
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (пункт 3 статьи 31 Закона о занятости).
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более 2 раз в месяц (пункт 6 статьи 31 Закона о занятости).
Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода (абзац 2 пункта 3 статьи 31 Закона о занятости).

Продление сроков выплаты пособия и досрочный выход на пенсию

Гражданам, не достигшим пенсионного возраста и имеющим стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости (т.е. стаж не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, либо стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии) продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на 2 календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности (пункт 1 статьи 32 Закона о занятости).
Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Досрочный выход на пенсию

По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства этим безработным гражданам (если они уволены в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации) с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за 2 года до наступления соответствующего возраста (пункт 2 статьи 32 Закона о занятости).
Размер этой пенсии определяется по нормам базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", но с ограничениями, установленными пунктом 2 статьи 32 Закона о занятости (к этой пенсии может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"). По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости.
При поступлении на работу (или возобновлении иной деятельности, предусмотренной законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") выплата пенсии, установленной безработным гражданам прекращается, а после прекращения указанной работы (или деятельности) выплата этой пенсии восстанавливается (пункт 3 статьи 32 Закона о занятости).

Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижения его размера

 Прекращение выплаты пособия

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях (пункт 2 статьи 35 Закона о занятости):

  • признания гражданина занятым;
  • прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
  • длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  • переезда безработного в другую местность;
  • попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
  • осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;
  • назначения пенсии;
  • отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
  • смерти безработного.

Решение о прекращении выплаты пособия принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного (пункт 6 статьи 35 Закона о занятости).

Приостановка выплаты пособия

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до 3 месяцев в случаях (пункт 3 статьи 35 Закона о занятости):

  • отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  • отказа по истечении 3-месячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости:

- для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности),
- для граждан стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, и для ряда других граждан;

явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ; увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия; нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного (приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию); самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.
Решение о приостановке выплаты пособия принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного (пункт 6 статьи 35 Закона о занятости).
Выплата пособия по безработице не производится в периоды (пункт 4 статьи 35 Закона о занятости):

  • отпуска по беременности и родам;
  • выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
  • призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.
Решение о приостановке выплаты пособия принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного (пункт 6 статьи 35 Закона о занятости).

Сокращение размера пособия

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до 1 месяца в случаях (пункт 5 статьи 35 Закона о занятости):

  • неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение 3 дней со дня направления органами службы занятости;
  • отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Решение о снижении размера пособия принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного (пункт 6 статьи 35 Закона о занятости).
Безработным гражданам в период временной нетрудоспособности выплачивается пособие по безработице. Основанием является только больничный лист, выданный в установленном порядке.


В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации:
Гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
1. При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 статьи 81 Трудового Кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 статьи 81 Трудового Кодекса РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата месячного выходного пособия и сохраняемой средней заработной платы производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (статья 318 Трудового Кодекса РФ).
2. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.
Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка (статья 180 Трудового Кодекса РФ).
Следует иметь в виду, что при принятии решения о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с работниками по указанной причине работодатель обязан сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации в письменной форме не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Если такое решение работодателя может привести к массовому увольнению работников - не менее чем за три месяца. Критерии (показатели, характеризующие увольнение как массовое) массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.
При отсутствии в отраслевых и территориальных соглашениях критериев массового увольнения основными критериями массового увольнения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период.
К ним относятся:

  • ликвидация организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
  • сокращение численности или штата работников организации в количестве:
  • 30 и более человек в течение 20 календарных дней;
  • 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 500 и более человек в течение 90 календарных дней;
  • увольнение работников в количестве 1 процента общего числа работающих в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в населённых пунктах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек

Увольнение работников-членов профсоюза по сокращению штатов или численности работников производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.
3. В случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
Если неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула (статья 394 Трудового Кодекса РФ).
4. Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке (статья 396 Трудового Кодекса РФ).
5. При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (статья 127 Трудового Кодекса РФ).
6. Работодатель обязан предупредить работника, занятого на сезонных работах, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации в письменной форме под расписку не менее чем за семь дней.
При прекращении трудового договора с работником, занятым на сезонных работах, в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка (статья 296 Трудового Кодекса РФ).
7. Работодатель обязан предупредить работника, заключившего трудовой договор на срок до двух месяцев, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников в письменной форме под расписку не менее чем за три календарных дня. При увольнении работнику, заключившему трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие при увольнении не выплачивается, если иное не установлено федеральными законами, коллективным договором или трудовым договором (статья 292 Трудового Кодекса РФ).


1. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 № 1032-1;

2. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2010 № 246-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие занятости населения на 2011-2013 годы";

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1997 № 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ";

4. Административный регламент предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ (утверждён приказом Минздравсоцразвития России от 7 июня 2007 г. № 401);

5. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.01.2007 № 9-п "Об утверждении перечня видов общественных работ, выполняемых на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".

Гарантии государства в реализации права граждан на труд и дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения установлены Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 №1032-11 (статьи 12 и 13).
Гражданам Российской Федерации гарантируются:
  • свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
  • защита от безработицы;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
  • информирование о положении на рынке труда.

Безработным гражданам гарантируются:
  • социальная поддержка;
  • осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
  • бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;
  • финансирование в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Гарантии социальной поддержки безработных

Гарантии социальной поддержки безработных установлены Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 №1032-1 (статья 28).

Гарантии отдельным категориям граждан

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 №159-ФЗ2. Понятия (статья 1):
  • дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
  • лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Для реализации прав на дополнительные гарантии по социальной поддержке гражданину необходимо сообщить при обращении в органы службы занятости населения, что он относится к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из их числа. Органы службы занятости населения вправе при необходимости запрашивать у органов опеки и попечительства сведения, подтверждающие право данной категории граждан на дополнительные гарантии по социальной поддержке3 .

Дополнительные гарантии права на труд (статья 9):

1) Осуществление профориентационной работы с указанными лицами и обеспечение диагностики их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.

Органы государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья (пункт 1 статьи 9).

2) Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного (с 16 лет) в течение 6 месяцев пособие по безработице выплачивается в повышенном размере: в размере уровня средней заработной платы, сложившемся в автономном округе.

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе (абзац 1 пункта 5 статьи 9).

3) Осуществление профессиональной ориентации, организация профессиональной подготовки и содействие трудоустройству в течение периода безработицы указанных лиц в период безработицы и получения ими пособия в повышенном размере.

Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории (абзац 2 пункта 5 статьи 9).

4) Работникам из числа указанных лиц, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях (пункт 6 статьи 9).

Гарантии трудовой занятости инвалидам

Предусмотрены Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 №181-ФЗ 4(статья 20).

Предоставляются инвалидам федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
  • установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов 5;
  • резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  • создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • организации обучения инвалидов новым профессиям.


Предложение о назначении пенсии досрочно

Решение о выдаче предложения для оформления безработным гражданам трудовой пенсии по старости досрочно вправе принимать только органы службы занятости населения.

Гражданам может быть выдано предложение о назначении трудовой пенсии по старости досрочно при одновременном соблюдении шести условий:

1. Гражданин зарегистрирован в качестве безработного официально: в государственном учреждении центре занятости населения по месту жительства.

2. Наличие страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимого стажа на соответствующих видах работ, дающего им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

3. Достижение безработным гражданином определенного возраста: до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Пенсия по старости оформляется досрочно не ранее чем за два года до предусмотренного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию. При наличии льготных оснований, определяющих право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, пенсия по старости оформляется досрочно не ранее чем за два года до наступления этого права.

4. Увольнение граждан с последнего места работы по определенным основаниям: в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

5. Отсутствие у органов службы занятости населения возможности для трудоустройства гражданина. Если служба занятости имеет возможность предложить безработному варианты подходящей работы, вопрос об оформлении пенсии досрочно не рассматривается. Как и тогда, когда безработный отказывается от предложений подходящей работы.

Возможность оформления пенсии досрочно тесно связана с правом безработных на получение пособия по безработице. Поэтому оформление безработным гражданам предложения о назначении пенсии по старости досрочно не производится в период приостановки выплаты пособия по безработице или снижения его размера.

6. Согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях, досрочно (по письменному заявлению безработного).

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оформление пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, не производится.

Размер этой пенсии определяется по нормам базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"6.

К данной пенсии может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости)7.

При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая предусмотрена статьей 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", выплата пенсии прекращается. После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается.

Расходы, связанные с назначением безработным гражданам трудовой пенсии по старости досрочно, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением затрат из федерального бюджета (через орган службы занятости населения субъекта Российской Федерации – Департамент занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры).

------------------

1 - В редакции Федеральных законов от 20.04.1996 № 36-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 30.04.1999 № 85-ФЗ, от 17.07.1999 № 175-ФЗ, от 20.11.1999 № 195-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 29.12.2001 № 188-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ (ред. 29.12.2006), от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.12.2008 № 287-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.1997 № 20-П


2 - В редакции Федеральных законов от 08.02.1998 № 17-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 08.04.2002 № 34-ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

3 - Согласно порядку работы органов службы занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденному постановлением Министерства труда и социального развития российской Федерации от 10.02.1998 №5 (в редакции от 05.10.2001).

4 - В редакции Федеральных законов от 24.07.1998 № 125-ФЗ, от 04.01.1999 № 5-ФЗ, от 17.07.1999 № 172-ФЗ, от 27.05.2000 № 78-ФЗ, от 09.06.2001 № 74-ФЗ, от 08.08.2001 № 123-ФЗ, от 29.12.2001 № 188-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 29.05.2002 № 57-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 23.10.2003 № 132-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 01.03.2008 № 18-ФЗ, от 14.07.2008 № 110-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 22.12.2008 № 269-ФЗ.

5 - Приказом Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (уполномоченный орган) от 10.10.2008 №482-р "Об установлении квоты для трудоустройства инвалидов на 2009 год организациям, расположенным на территории муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" на 2009 год квота определена в количестве 6559 рабочих мест.

6 - При этом пункты 6, 7, 9, 10 и 11 статьи 14 указанного Федерального закона не применяются.

7 - В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В период участия за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", а именно: впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ).

Безработным гражданам за фактическое время участия в оплачиваемых общественных работах наряду с заработной платой, выплачиваемой работодателем, начисляется материальная поддержка.

Размер материальной поддержки:
  • за счёт субвенции из федерального бюджета: от 1275 до 2550 рублей в месяц.

Общественные работы могут быть организованы по следующим направлениям:
  • строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
  • проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
  • заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
  • строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
  • обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
  • эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
  • уход за престарелыми, инвалидами и больными;
  • обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
  • организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
  • проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
  • другим видам трудовой деятельности, соответствующим понятию общественных работ.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Общественные работы призваны обеспечивать: осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Государственная услуга по организации проведения оплачиваемых общественных работ предоставляется гражданам при наличии одного из следующих оснований:
  • личного обращения гражданина с заявлением-анкетой установленного образца о предоставлении государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ;
  • письменное согласие гражданина с предложением центра занятости населения о предоставлении государственной услуги (установленного образца) по организации проведения оплачиваемых общественных работ.

Работник центра занятости населения предлагает воспользоваться государственной услугой в случаях, если гражданин, зарегистрированный в центре занятости населения в целях поиска подходящей работы, безработный гражданин относится к одной (или нескольким) из перечисленных категорий:
  • испытывающий трудности в поиске работы;
  • впервые ищущий работу (ранее не работал) и при этом не имеющий профессии (специальности);
  • уволен более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • прекратил индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • направлен центром занятости населения на обучение и отчислен за виновные действия;
  • отказавшийся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • состоящий на учете в центре занятости населения более 18 месяцев;
  • более трёх лет не работающий;
  • обратившийся в ЦЗН после окончания сезонных работ;
  • безработный, впервые ищущий работу (ранее не работавший) и при этом не имеющий профессии (специальности), стремящийся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва либо уволившийся по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 Закона) и состоящий на учете более трех месяцев.

Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.

--------------------------------------------------------------------------------

К гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона о занятости населения относятся: инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые